Ярославский эксперт: «Дети склонны некритично относиться к информации из внешних источников»
Метавселенная* для детей – возможно, дело ближайшего будущего. О том, что такую виртуальную вселенную собираются создать известные западные разработчики игр, стало известно недавно.
Инициаторы и будущие собственники этого «детского мира» декларируют принципы безопасности и конфиденциальности для несовершеннолетних пользователей. Но, к сожалению, в реальности родители часто наблюдают прямо противоположное – за контентом для детей приходится постоянно следить.
Коммерческие холдинги сейчас предпринимают все возможное, чтобы сформировать круг своих будущих потребителей с самого раннего возраста, а параллельно получить инструменты влияния и манипулирования аудиторией.
Зарубежные IT-гиганты, создавая «детские версии» взрослых сервисов, таких, например, как детский Instagram*, и не собираются заниматься модерацией опасного контента, влияющего на психику детей.
В приложении YouTube Kids наличие функции автовоспроизведения позволяло алгоритму сервиса запускать опасные ролики, рекламирующие диеты, или, более того, - призывающее детей к абсолютно деструктивным поступкам.
- К сожалению, основная цель даже, на первый взгляд, невинных инициатив, направленных на создание комфортной и безопасной среды, — это получение прибыли, - комментирует эту тему Екатерина Мизулина, директор Лиги безопасного интернета. - А в погоне за ней корпорации стремятся как можно сильнее привязать к себе пользователей, и дети, увы, слишком часто становятся легкими жертвами манипулятивного дизайна и недостаточной модерации.
Каков выход из этой ситуации? Должны быть свои, российские программы, способные заменить опасный контент западных разработчиков.
- Идея просвещения школьников и формирования у них мировоззрения не нова и в целом правильна, - отвечая на наш вопрос о безопасности интернет-ресурсов для детей, пояснила ярославский эксперт, директор муниципального учреждения "Городской центр помощи", педагог-психолог высшей категории Марина Луканина. - Дети и подростки будут стремиться к информации, пространству, которое можно использовать для игр и общения, к тому же в современном мире исключить сетевое пространство практически невозможно. Однако, крайне важно учитывать несколько факторов.
- Насколько можно сформировать родительский и педагогический контроль над «детскими виртуальными мирами»? Дети в силу возрастных особенностей развития не в полной мере способны к критичности, ответственности выбора и умению работать с информацией, так, как взрослые (да и взрослые не всегда), в силу чего могут быть подвержены рискам сети. Как это пространство будут контролировать взрослые?
- Кто будет стороной, формирующей контент для детей и подростков? Однозначно, это должна быть системная государственная работа, с привлечением ведущих специалистов и экспертов. Отдавать пространство, а, следовательно, влияние на детей и подростков ИТ-гигантам, тем более нероссийским – неправильно как в государственном, так и личностном масштабе.
- Как виртуальное пространство будет способствовать безопасности детей?
Мое мнение: «детские виртуальные миры» могут быть полезны, если их создание принадлежит российским государственным субъектам профилактики, имеет хорошо разработанную и прозрачную для взрослых модель, а самих детей будут обучать правилам поведения в киберпространстве и сетевой безопасности, включая умение работать с информацией.
По мнению эксперта, ролики, не прошедшие модерацию на опасный контент, могут содержать информацию, наносящую вред детской психике, гармонии внутреннего мира, психологическому здоровью и безопасности. Это может быть контент, запрещенный в том или ином возрасте, призывающий к насилию или аутодеструктивному поведению, содействующий агрессивным или экстремистским моделям поведения. Получение информации травмирующего характера, либо не прошедшей возрастной ценз (а он не зря существует), может нанести вред психике или личностному развитию детей.
- Дети склонны некритично относиться к информации из внешних источников, доверяют ей, следовательно, могут сформировать неправильное мнение о том, что происходит вокруг, став жертвой подростковых флешмобов и иных влияний, - констатирует Марина Луканина.
* компания-владелец Meta признана экстремистской организацией.
986