Реконструкторы рассказали о пребывании ополчения Минина и Пожарского в Ярославле
А сейчас перенесемся в прошлое. Мы продолжаем цикл сюжетов, посвященный празднованию Дня народного единства. И рассказываем о вкладе Ярославля и Ярославской области в победу над польско-литовскими интервентами. 1612 год. В Ярославле квартирует ополчение, которое начало формироваться еще в Нижнем Новгороде. Однако воевода Дмитрий Пожарский понимает, что людей пока крайне мало для того, чтобы изгнать польских интервентов из столицы. Поэтому князь продолжает призывать в ряды освободительного войска новых ополченцев. В Ярославль они стягиваются со всей страны.
Из Нижнего Новгорода в Ярославль пришли 3 тысячи человек. А на Москву двинулось войско в двадцать тысяч ополченцев. Население города выросло в разы. На протяжении нескольких месяцев в Ярославль прибывали стрельцы, пушкари, посадский люд и множество крестьян. Однако движущей силой второго ополчения была дворянская конница. Она составляла половину освободительной армии. Для ближнего боя в основном использовали сабли. В основном отечественного производства. Однако ополченцы, что были побогаче использовали восточные клинки.
«Это сабля турецкого образца. Называется кулыч. Она имеет усиление на конце — едлань. При бое, если сабля, допустим, выпала — она оставалась у воина. И также легко ее было просто бросить, если это конный воин, то есть, можно было просто управлять лошадью, либо стрелять из лука», - говорит член ярославской региональной общественной организации «Клуб историко-культурных и географических проектов «Лихие люди» Максим Леднев
Одежда таких воинов была пошита из дорогих тканей. Их зипуны, как правило, были из шелка или сукна, с дутыми пуговицами. Шелковые пояса, отделаны дорогой вышивкой, а пряжки - горячей эмалью. Отличительные чертами одежды знатных ярославен 17 века были: многослойность наряда, количество декоративных деталей, и максимальная закрытость. Ткани на одежду не жалели. Чем богаче женщина — тем больше материала уходило на платье. Особенно на рукава.
Но работать знатным дамам в Ярославле 17 века особо не приходилось. Занимали они себя разве что вязанием и походами в церковь. Практически не менялась крестьянская мода. Какой-нибудь зипун или кафтан передавался от отца к сыну пока не превращался совсем в тряпье.
А вот так выглядел типичный воин ополченец. Как правило, небогатый мужик, работающий на земле, и жил за городом. За службу он получал небольшое довольствие. Ходил в обычных портах, кафтане, и шапке-мурмолке. Воевал чаще всего с бардышом.
Кроме множества крестьян и дворянства во второе ополчение входили казаки — около трех тысяч человек и стрельцы — около тысячи. Среди вооружения широкое распространение в русском войске получил лук со стрелами. А еще использовали огнестрельное оружие.
«У профессионала на перезарядку этого оружия у профессионала уходило от сорока секунд до минуты у меня, конечно, получилось дольше, но это того стоило. Теперь можно отбиваться от захватчиков».
Оружием ополчение, кстати, снабжали и ярославские купцы, наряду с деньгами — по распоряжению Кузьмы Минина, который продолжал собирать казну. Ведь несколько месяцев, которые ополчение простояло в Ярославле, потребовалось еще и для того, чтоб подготовить достаточное количество пищалей, свинца и пороха. По всем городам были разосланы грамоты с призывом присылать деньги в казну. Откликались почти все.
«И крайне важно в данной связи сказать, что инициатива в этой связи уже шла именно снизу — от народа. От служилых людей, от знатных людей, от простых людей, а не сверху. То есть не с боярской знати», - отметил член Ярославской региональной общественной организации «Клуб историко-культурных и географических проектов «Лихие люди» Алексей Лебедев.
Смутное время — особая страница в тысячелетней истории летописи Ярославля. И наш город в полной мере разделил судьбу России. Он подвергался разорениям и осаде «польских людей», собирал средства на народное ополчение и был временной столицей нашего государства. Из которой освободительное войско через святые ворота Спасского монастыря под звон колоколов уходило на Москву.
4626