Спасо-Афансьевский монастырь. Чем это место напоминает о пребывании ополчения Минина и Пожарского в Ярославле
Без сомнения, ярославская сторона сыграла немаловажную роль в период Смуты и победы над польскими интервентами. И закончить цикл сюжетов, посвященных этим событиям, хотелось в том месте, которое самим своим основанием напоминает и о том времени, и о пребывании в нашем городе ополчения Минина и Пожарского. Спасо-Афанасьевский монастырь был основан на месте обретения чудотворной иконы Спаса Нерукотворного.
Весна 1612 года. В Ярославль пришло народное ополчение, которое сформировалось в Нижнем Новгороде. Несмотря на то, что войско изначально поделили на несколько частей и разместили обособленно друг от друга, морового поветрия избежать не удалось.
«Здесь естественным образом вспыхнула эпидемия. Понятно, что в таких обстоятельствах говорить о выходе на Москву, когда ни о какой боеспособности мы и речи вести не можем, совершенно невозможно», - говорит священник, пресс-секретарь ярославской епархии Александр Сатомский.
И в тот момент, когда казалось бы ополчение обречено, моровая язва чудесным образом отступила. Чудесным — потому, что не обошлось без божественного вмешательства, считали тогда практически все участники событий.
Образ Спаса Нерукотворного был обретен на этом самом месте священником Успенского собора Ильей. Откровение о том, что иконе предстоит сыграть важную роль в истории ополчения, пришло ему во сне.
Икона, действительно, находилась в часовне неподалеку от собора.
«Но она настолько его не поразила. Настолько она была старой, закопчённой, не имеющей никакого следа ни памяти, ни почитания, что он посчитал, что сон на то и сон. И предавать ему какое-то исключительное значение не стоит. И только когда это видение повторилось неоднократно, все-таки он понял, что это прямое внушение божие», - продолжает Александр Сатомский
С этим образом, а также с более известной и почитаемой Толжской иконой пресвятой богородицы был совершен крестный ход после которого эпидемия прекратилась. С тех пор Спас Нерукотворный — одна из самых знаковых реликвий и, в принципе, одна из главных святынь Ярославля. После ее второго обретения, уже в наши дни, икона хранится в Кирилло-Афанасьевском храме Спасо-Афанасьева монастыря, который в XVII веке возвели на месте обретения чудотворного образа.
Здесь мы видим фрагмент, сохранившийся фрагмент росписи. Она современна храмовому строительству. Понятно, что Киролло-Афанасьевский или, правильно сказать, Спасо-Афанасьев монастырь не сразу возводится в камне. Но это период того же самого века и, соответственно, после строительства здесь возникает данная фресковая программа, которая пусть и частично, но слава богу сохранилась и дожила до наших дней.
А на берегу Которосли, в месте откуда ополченцы из Ярославля двинулись на Москву стоит часовня Казанской иконы Божией матери. Известно, что в марте 1612 года образ из Казани доставили в Ярославль. С ним воины Минина и Пожарского выступили в путь. А после победы над поляками день чудотворной иконы стали отмечать, как особый праздник, который в 2004 году стал государственным - Днем народного единства.
4457