С чего начинается милосердие?

С чего начинается милосердие?

Рыбинская епархия направила в больницы Донецка более 1000 волонтеров. 

Бывший московский хирург, ставший рыбинским священником, иерей Иоанн Перевезенцев на протяжении двух лет еженедельно организует поездки в медучреждения Донбасса добровольных помощников врачей. Миссии милосердия объединяют неравнодушных людей из разных уголков страны от Архангельска до Сочи и от Калининграда до Чукотки.

– Чтобы понять, как живут люди в Донбассе, нужно самому побывать там. Телевидение, рассказы очевидцев дают представление об этом, но только на месте ощущаешь всем своим естеством, каково это – оказаться в зоне боевых действий, – говорит организатор гуманитарных миссий, руководитель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Рыбинской епархии, клирик кафедрального Спасо-Преображенского собора города Рыбинска иерей Иоанн Перевезенцев. 

Пять лет назад Рыбинская епархия учредила общественную организацию «Милосердие Рыбинск», обозначив одной из ее задач сестринское служение. 

Сестры милосердия стали посещать на дому больных и престарелых, помогать оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказывать духовную и психологическую поддержку пациентам больниц. Эту работу координировал отец Иоанн. 

После начала специальной военной операции стало ясно, что сестры милосердия очень нужны в госпиталях и больницах Донбасса, где лечат раненых солдат и пострадавших от военных действий мирных жителей. Осенью 2022 года по благословению епископа Рыбинского и Романов-Борисоглебского Вениамина (Лихоманова) отец Иоанн с группой единомышленников отправился в свою первую поездку в зону СВО. Он поясняет: 

– Мы не были первопроходцами, поскольку Русская православная церковь практически с начала боевых действий помогает пострадавшим. Синодальный отдел по благотворительности собирает гуманитарную помощь и направляет православных добровольцев для ухода за пациентами больниц. 

Но рыбинцы оказались в числе немногих, кто проявил инициативу и полностью взял дело в свои руки. В установлении контактов с Республиканской больницей имени М.И. Калинина города Донецка им оказал содействие хирург, депутат Государственной Думы РФ, доброволец СВО Бадма Башанкаев, который к тому времени уже проводил операции в этой клинике. 

– Работа волонтера в больнице точно не для белоручек. Нужно мыть, переодевать, кормить раненых бойцов и гражданских, перестилать кровати, убирать в палатах, отправлять в прачечную грязную одежду и белье, выносить мусор и многое другое. Глубоких профессиональных знаний для этого не требуется, а вот сила духа, доброта и эмпатия очень важны, – объясняет отец Иоанн. 

Он врач по профессии и отлично знает, как правильно подготовить пациента с тяжелыми травмами к операции, а после нее лечить и выхаживать, чтобы уберечь от осложнений и поставить на ноги. В свое время окончил РГМУ (ныне это Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова). Работал хирургом в одной из московских больниц. А потом осознал, что его призвание – служить Господу, и по благословению духовника поступил в Ярославскую духовную семинарию. На поприще религии достиг успеха и после рукоположения в сан получил назначение в учрежденную незадолго до того Рыбинскую епархию. 

То, что жизненная дорога спустя годы снова привела его в медицину, – тоже вряд ли случайность. Его поразило, насколько донецкая больница эпохи первых месяцев СВО, превращенная в госпиталь, отличалась от московских. Столицу ДНР практически ежедневно обстреливали и закидывали минами. Бои шли на ее окраине, и в приемный покой непрерывным потоком доставляли бойцов и мирных жителей – детей и взрослых с огнестрельными, осколочными ранениями, взрывными травмами, ожогами, а также извлеченных из-под завалов. 

– Госпиталь – это много крови, много боли и очень-очень много работы – тяжелой, руками, когда нужно переворачивать и транспортировать обездвиженных людей, ворочать тюки с вещами, поддерживать чистоту и соблюдать правила гигиены в условиях острого дефицита воды: ее давали раз в 3 – 4 дня. А в нескольких километрах от больничных корпусов шли сражения. Донецк того времени – это вспышки в небе, грохот разрывов, гул работающей ПВО и ощущение, что земля ходит ходуном. Но, как оказалось, даже к этому со временем привыкаешь, – вспоминает священнослужитель.

А вот к чему нельзя было привыкнуть, так это к острейшему недостатку медицинского персонала, особенно младшего. Из реанимационного отделения почти одновременно уволились несколько санитарок. Оставшаяся на своем посту бабушка-старожил буквально сбилась с ног.

Волонтеры из Рыбинска не просто оказались у нее на подхвате: они начали оказывать помощь по уходу за ранеными вполне квалифицированно. И, что самое главное, для них это была больше, чем работа, поскольку милосердие – это сопереживание, сердечность, врачевание душевных ран. 

После того как рыбинский батюшка съездил «за ленточку», что-то в его душе перевернулось. Он все силы сосредоточил на организации следующих гуманитарных миссий. С его легкой руки в донецкую больницу отправилась следующая бригада волонтеров. И еще. И еще…

– Всегда требуются помощники в санпропускнике, в приемном отделении, в больничных палатах. Если кто-то боится вида крови, может попроситься на кухню в помощники к повару. Трижды в день нужно готовить еду и разносить ее пациентам. Тяжелых мы кормили с ложки, – уточняет отец Иоанн. 

«Донбасс-мобиль» – так волонтеры называют свой микроавтобус, на котором еженедельно отправляются «за ленту». Он совершил уже 107 рейсов, и это далеко не предел. О рыбинской общественной инициативе со временем узнали жители других регионов, воодушевились, и теперь в проекте «Милосердие Рыбинск» участвуют неравнодушные люди из разных уголков страны. 

– В нашей команде более 1000 волонтеров. Регионы их проживания настолько разные, что можно по ним географию изучать. Ярославская, Костромская, Вологодская, Владимирская, Ивановская, Архангельская, Мурманская, Калининградская, Московская, Ленинградская, Новосибирская области, Москва, Санкт-Петербург, Якутия, Чукотка, Краснодарский край и многие другие, – уточняет отец Иоанн. 

Сам он не раз лично ездил в больницы Донецка в составе благотворительной миссии. Решившая пойти по отцовской стезе его 18-летняя дочь Анастасия – старшая из 9 детей – сделала это дважды.

Многих волонтеров поездки в Донбасс заставляют по-новому взглянуть на свою жизнь, пересмотреть приоритеты. Кто-то после возвращения домой решил повенчаться с супругой и жить по Божьим заповедям. Кто-то сменил работу и занимается помощью участникам СВО. 

– Несколько человек переехали жить в новые регионы и стали штатными работниками больниц Новороссии. Другие пошли добровольцами и заключили контракт с Министерством обороны, – дополняет отец Иоанн.

Он рад тому, что жизнь в Донецке постепенно меняется к лучшему. 

– Линия боевого соприкосновения отодвинулась от города, и там стало гораздо спокойнее, безопаснее. Пострадавшие после обстрелов здания больниц восстанавливаются. Мы теперь сотрудничаем с Республиканским центром травматологии, ортопедии и нейрохирургии. Здесь вовсю идет ремонт: приводят в порядок фасад здания, заменяют окна, восстанавливают поврежденные в результате обстрелов помещения, – сообщил рыбинский священник. 

Еще одним поводом для радости стала покупка нового «Донбасс-мобиля». 

– Наш железный конь при каждой поездке перевозит не только людей, но и сотни килограммов гуманитарного груза. Предыдущий микроавтобус не раз ломался в пути, и нам приходилось его экстренно ремонтировать то в Подмосковье, то в Ростове-на-Дону, то в Таганроге. А весной он окончательно «выбился из сил». К счастью, неравнодушные люди откликнулись на нашу просьбу и совместными усилиями помогли нам приобрести новую «рабочую лошадку». И она уже накатала 130 тысяч километров, – гордится отец Иоанн. 

Рабочие руки в больницах ДНР по-прежнему нужны, поскольку раненые продолжают поступать. У каждого из них своя история, которая трогает до глубины души.

Мужчина получил осколочное ранение, когда пошел в магазин за продуктами. В кармане на груди обнаружился залитый кровью листок с перечнем покупок. А 11-летний мальчик в результате обстрела рынка не только сам серьезно пострадал, но и лишился семьи: погибли его отец, мама и младшая сестренка. 

– Наша задача – помогать в меру своих сил, нести в мир светлое начало. В Евангелие от Луки сказано: «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд», – говорит отец Иоанн. 

Он понимает: после завершения боевых действий перед волонтерами встанет новая задача: помогать людям, чьи судьбы изменила война – опалила их душу, искалечила тело. Впереди много работы.

волонтеры359