Ярославцам раскрыли тайну изображений на памятнике Некрасову

Каждый человек в жизни встречается с иллюзией восприятия. Этот эффект происходит, когда наш мозг желаемое принимает за действительное. Ярославский культуролог решил открыть привычное с новой стороны. Доцент театрального института провел работу и рассказал, кто же все-таки герои на памятнике Николая Некрасова.  

Какой памятник главному народному поэту без людей. Тут и Орина, мать солдатская и Мальчик-с-пальчик, да и в целом, сюжет похож на «Кому на Руси жить хорошо». Вот  только, на самом деле, персоны на памятнике, совсем из другого жанра. 

- Для русской крестьянки не характерен такой головной убор. В ракурсе ее, постановке рук читается  образ Сикстинской Мадонны, работы Рафаэля. 

 И так шаг за шагом, детально разбирая каждого персонажа горельефа,  кандидат культурологии Вячеслав Летин разбивает в пух и прах наше первое восприятие от гипсовой композиции. И вот уже собирательный образ крестьянской жизни сменяет энциклопедия советского и мирового искусства. А героев Некрасовских поэм лидеры социал-демократического движения. 

- Вот крестьянский мальчик, вроде бы ведет под уздцы лошадку и можно в нем узнать Власа из крестьянских детей «Мужичок с ноготок». Но действие в Крестьянских детях, эпизод с Власом происходит зимой, а здесь мы видим пору пашни. В открытом лбе, зачесанной назад шевелюре, мы увидим известный скульптурный портрет Володи Ульянова, - отмечает Вячеслав Летин, доцент ярославского государственного института, кандидат культурологии. 

Кроме Ленина на горизонтальной стеле узнаются фигуры Маркса и Энгельса. Неожиданно пахарь с лошадью оказывается один в один, как скульптура Соловьева «Граф Толстой на пашне». А героя-любовника Ивана из Коробейников сменяет целеустремленный Гриша Добросклонов. 

- Это не иллюстирование произведений Некрасова, а игра с образами из мирового и советского искусства.  Скульптор объединяется в одном персонаже двух или нескольких некрасовских героев или за основу берет произведения искусства мирового  или советского.

 Игра смыслами характерный прием для любого вида искусства. В советское время — эпоху стремительного перехода из одного мироустройства в другое, это было особенно значимо и распространено. Возможно только, не всегда внимательно подмечено зрителями. 

 

памятник Некрасову1327