Вторая жизнь музейной графики

Вторая жизнь музейной графики

Человеческое старение, увы, пока необратимо. А вот у произведения искусства, даже такого хрупкого и уязвимого, как графика, есть шанс на вторую жизнь. Этот шанс - реставрация. Процесс не столь дорогостоящий, как пластическая операция, но, пожалуй, столь же трудоемкий. 15 произведений из примерно 50-ти возрожденных показали сегодня прессе в ярославском художественном музее. Среди них есть лубок на судебную тему, рисунки знаменитых Серова и Шишкина, гравюра, повествующая о битве рыбаков и медведей и даже эротически-сатанинский эскиз театрального занавеса. Реставраторы с одинаковым интересом превращают из руины в экспонат хоть «Паралитика в окружении семьи» хоть «Даму в окружении кавалеров». Ведь сюжет есть у самого процесса реставрации. И нередко — детективный. Одну из работ отдавали возрождать, как тиражную графику. Но когда удалили грязь, оказалось, что это оригинальная акварель первой половины 19 века. А другое произведение в руках реставраторов и вовсе... раздвоилось. Татьяна Лебедева, зав. сектором графики: «Акварель Веры Емельяновны была ей же самой, не знаю, в 30-е годы или позднее, наклеена на другой ее рисунок. И при реставрации, когда вещь раздублировали, то есть, листы были разъединены, мы получили не только пейзаж, но и портрет китайца». В музей произведения возвращаются с новым документом - паспортом реставрации, который похож скорее на больничную карту: указано и чем страдала графическая работа, и как «лечили». И в течение ближайших ста лет менять этот паспорт не придется. Внимание! Данный текст может не соответствовать эфирному сюжету.

201