Помощь нуждающимся или эксплуатация людей? Ярославль заполонили подозрительные реабилитационные центры
Помощь наркозависимым или поиск дешевой рабочей силы? Ярославль заполонили подозрительные дома и квартиры. В каждой по несколько человек, попавших в трудную жизненную ситуацию. Почему из этих центров адаптации сбегают люди? И что их всех объединяет? Смотрите большое расследование наших корреспондентов.
Вокзал «Ярославль-Главный» - место притяжения не только туристов и ярославцев, отправляющихся в путешествие, но и тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации. Кажется, помочь таким могут буквально на каждом шагу. Дорога к привокзальной площади увешана яркими объявлениями с громкими словами «Анонимная помощь алко- и наркозависимым, людям, оставшимся без жилья. Условия привлечения так называемых реабилитантов похожи. Предлагают еду, жилье и заработок. Зарплата везде разнится - 10, 20, а то и 30% от получки. Правда, работать придется в другом регионе.
По одному из таких объявлений в Татарстане и позвонил Александр. Следом мужчина оказался в Ярославле. Устроили жить в одну из квартир. В ней - еще несколько человек. Таких же, которым нужна социальная помощь. Начал работать.
- Работал не по трудовой книжке. Не по договору найма. Дороги убирали.
- Подметали?
- Подметали, лопатой скребли.
- Деньги?
- Деньги не получал, не видел, - рассказал Александр.
Спустя пару недель такого труда, говорит Александр, пришлось бежать на вокзал. Именно поэтому мужчина скрывает лицо от камеры. Просить помощи вернуться домой.
- Все было нормально, права сначала не нарушались, потом началось психическое давление. Ты в рабочем доме ни на кого не наезжай. Я тебя спрячу, или посажу, или закрою навсегда, и ты отсюда никогда не выйдешь, хотя он знает, что я имею инвалидность, - рассказывает нам Александр.
«Он» - это руководитель такого «рабочего дома», именно так называет Александр обычную трехкомнатную квартиру на выезде из Ярославля. Сюда приходят люди, которые, как говорится в объявлениях, хотят вернуться к нормальной жизни. Однако руководитель реабилитантов наотрез отказывается показать съемочной группе условия проживания. Да и сам не желает светиться на камеру.
- Я не буду ничего говорить. Я вам дверь не открою. К нам приходят разные люди, бомжи, наркоманов не берем и людей кавказской национальности, потому что на работу их тяжело устроить. Как их можно удерживать, если окна открыты, двери открыты? – говорит он нам.
Тем не менее, по заявлению нашего героя в квартиру нагрянула полиция. А самого мужчины след простыл, на звонки нашей редакции спустя несколько часов он уже не отвечал. Это нормальная история, говорит Валентин. Он бывший житель одной из таких рабочих квартир. Говорит, продержался полгода. С его слов, там действительно кормят и дают ночлег. Работать заставляют, но не платят ни копейки. Приглашение в рабочий дом, говорит Валентин, получил все там же на вокзале от волонтеров во время благотворительного обеда.
- Им народ нужен, чтобы денежки получать за нас. Считай, за каждого - полторы тысячи за день. Чем больше народу, тем больше они получают, - говорит Валентин.
В таких рабочих домах не приемлют алкоголь и наркотики. За провинность - наказывают. Выводят из депрессии совсем не психологическими методами.
Те, кто бежал или нарушил правила дома, заносятся в черный список. Он открыт для работодателей и руководителей «центров» в интернете. Тысячи репостов, многих уже разыскивают родственники. Оказывается, за постояльцами чаще всего следят бывшие реабилитанты. Сергей Немцев называет себя руководителем подразделения благотворительного фонда. Сам из Самарской области. Много лет принимал наркотики, теперь - психолог для таких же, как он.
- Я бывший реабилитант, я все привожу на своем примере. Когда-то мне организация помогла, причем сильно. Я вернулся к нормальной жизни. И не расстаюсь с этой организацией и стараюсь всячески помогать ей и поддерживать, - рассказывает Сергей.
К рабочим квартирам фонд не имеет отношения, говорит Сергей. Трудиться не заставляют, зато кормят и одевают за счет крупных благотворителей. Родственники могут обратиться за помощью абсолютно бесплатно. Так и делаем, в качестве эксперимента звоним в один из фондов. Пытаемся устроить туда брата якобы алкоголика. В ответ - все та же рабочая схема.
- Вы в Ярославле находитесь? Ну, смотрите - медицинскую помощь мы не оказываем, капельницы не ставим, если человек сам захочет, мы можем отправить его в другой город, у нас в 44 городах филиалы. Он пройдет курс реабилитации - минимальный - два месяца. Мы работаем сами на себя. Мы даем объявления в «Авито», кто чем может, работает. Мы имеем отношение к библии, к РПЦ, есть библии, но это по желанию, не надо им читать библию, как у протестантов, - подробно поясняют нам.
Отношение к религии в подобных центрах давно интересует сектоведов. Евгений Мухтаров занимается вопросом с 2008 года. Говорит, клубок подобных организаций ведет в Кемерово. Именно там бывший заключенный рецидивист, уверовавший в одну из религиозных сект - пятидесятников, открыл первый реабилитационный центр «Преображение России».
- Исцеление было очень просто, долго они читали библию и проходило замещение - религиозная вера вытесняла тягу к наркотикам, алкоголю. Но эффект не значительный и через 2-3 года эти люди срывались, - поясняет сектовед.
Идея оказалась заразительной, центры начали появляться по всей России. Но в 2011 году руководители забили реабилитанта черенком от лопаты, были осуждены на срок от 9 до 11 лет. В том числе и за использование человеческого труда. Головной офис «Преображения России» закрыли. Но филиалы в регионах, а их было более 400, остались работать под собственным началом, уверяет эксперт.
- Они просто сменили названия, но методы абсолютно те же самые. Остались эти квартиры, остались те же самые методы - затащить, устроить на работу бесплатную и попутно внушать какие-то религиозные приставления. Условно говоря, рабская эксплуатация. Человек сдает все деньги, телефон, делят контингент наркоманов, алкоголиков и бомжей. Их порядка 10 штук насчитывается, - поясняет сектовед Евгений Мухтаров.
Год назад в закон о благотворительности были внесены изменения и теперь, подобные центры помощи имеют полное право находиться в жилых многоквартирных домах. Практически у всех есть документы на аренду, реабилитанты заключают договор с организаторами. Тем не менее, полиция уже начала проверку рабочего дома Заволгой и в Брагине. Результаты обязательно появятся в нашем эфире.
3595