Политолог Андрей Становой поделился мнением о двух важнейших в истории страны мартовских референдумах
16 марта – знаменательная дата для всех россиян. Именно в этот день ровно семь лет назад в Крыму и Севастополе состоялся общенародный референдум, в котором более 90% пришедших на участки высказались за вхождение республики в состав России. 18 марта, спустя два дня после проведения референдума, президент России подписал документ, ратифицирующий волеизъявление народа.
А ровно 30 лет назад, 17 марта 1991 года, проходил референдум СССР по вопросу сохранения Союза ССР как федерации равноправных суверенных республик. В референдуме приняли участие 80% от числа граждан, включенных в списки для голосования. 76,4% ответили «Да». Спустя пять лет, 15 марта 1996 года, Госдума РФ в своем постановлении отметила, что результаты референдума сохраняют юридическую силу.
Сегодня, в марте 2021-го, политолог, член всероссийского «Экспертного Клуба» Андрей Становой поделился своим мнением по поводу годовщины этих двух референдумов. Почему коммунистическое руководство оказалось не способным воплотить в жизнь результаты народного референдума 1991 года? Стоит ли рассматривать Договор о принятии Республики Крым в Российскую Федерацию и другие интеграционные процессы как исправление ошибок руководителей коммунистической партии конца 80-х?
- Согласен с оценкой Владимира Путина, произнесенной им в рамках так называемой «Мюнхенской речи» о том, что что распад СССР был крупнейшей геополитической катастрофой XX века, – отметил Андрей Становой. – При этом «мартовский референдум» давал шанс этой катастрофы избежать. Но его никто не использовал, так как была разбалансирована сама система власти.
Граждане выразили свою волю однозначно на референдуме, большинство граждан высказалось за сохранение СССР. Но воля людей не была реализована. И тому есть несколько причин, отмечает Становой.
- Во-первых, руководство страны потеряло легитимность в связи с путчем и, собственно, с действиями властей союзных республик – прежде всего Бориса Ельцина, Станислава Шушкевича и Леонида Кравчука. Во-вторых, потеряв легитимность, советские руководители уже не могли удержать ситуацию в стране. В-третьих, руководство страны последних нескольких лет оказалось некомпетентным, оно было просто неспособно принимать адекватные решения. Если бы союзная власть провела этот референдум более четко и действовала бы по его итогам более решительно, не допуская, например, развала союзного бюджета или действий союзных республик вне уровня их конституционных полномочий, то ситуация могла бы быть совершенно другой. Воля граждан была выражена, и любой минимально решительный руководитель мог ее реализовать.
Однако эти уроки извлекло действующее руководство страны, уверен политолог.
- Достаточно посмотреть на «Крымский референдум» 2014 года. Хотя он и проходил в более сложных экономических и международных условиях, но его результаты действительно стали руководством к действию как для граждан, так и для руководства страны. Это хороший урок для нас, который подтверждает важность синхронных действий власти и народа, – подытожил Андрей Становой.
Фото: мэрия города Ярославля
1466