Морг, пляж и завязанные глаза: в Ярославле проходит иммерсивный спектакль для одного зрителя
Морг, пляж и завязанные глаза, уже от этого набора становится не по себе. Иммерсивный спектакль для одного зрителя, режиссера Олега Христолюбского - «Орфей не придет». Наш корреспондент Наталья Антонова испробовала на себе. Похоже самая сильная постановка XX Волковского фестиваля. Полный ретрит в следующем сюжете.
- Приходите к моргу, одна. Ни с кем не разговаривайте. Садитесь в машину.
- А дальше?
- А дальше вы в деле.
- Каком деле?
Холодно, но мурашки, скорее от волнения. Страшно и непонятно. На вопросы не отвечают. Только коротко: «Садитесь в машину». Водитель такой прям, мастер рассказов. Вы все с таким ездили. У него на каждом светофоре своя история.
- Тут девушку одну недавно подвозил. Совсем молодую, лет 20, наверно. Ну, в общем, довез ее до места, открываю дверь, говорю, все приехали, выходим. А девушка говорит, извините можно еще раз прокатиться по этому маршруту.
И так одна история сменяет другую. Все их герои люди с непростой судьбой, но совершенно разным своим взглядом на жизнь.
- Оказалось там за ТЮЗом новое односторонне движение. Там если сейчас поехать даже веночек висит на столбе. Там его с девушкой сбила машина. Его откинуло в сторону, а девушка умерла на руках. И что же в этой истории хорошего? Хорошего, что парень этот не сдался.
- Почему у нас мужчинам плакать нельзя? Как будто в садике сказали, мальчики не плакать, девочкам можно плакать. Я просто думаю, что слезы — это какие-то внутренние слова, которые наружу выходят, когда тебе обидно и больно.
Приехали. Выходим на улице дождь, сильный ветер от реки и уже обстановка не кажется такой лиричной, как в машине. Да еще и первая фраза: «Наденьте, пожалуйста, повязку».
- Как необычно и страшно. И мне надо идти еще с закрытыми глазами? И видимо мне еще ничего не будут говорить. Просто я должна довериться сейчас, абсолютно неизвестно кому и не знать, куда меня ведут и что меня ждет.
В сопровождении не то проводника, не то молчаливого Мистера Ноль, не то ангела попадаю то ли в волшебную страну, то ли вовнутрь себя.
Повсюду раздаются разные звуки, поют мантры и звучит музыка ветра. Под ногами тропа все время виляет, а после и вовсе утопаешь в песке.
- Вы можете снять повязку.
- Вау. О, боже
Первый взгляд на пляж. А там, просто хоррор. Чарующая картинка с пробирающей тревожностью. Психодел на грани. Дальше замечаешь надписи на стене, и пазл складывается. Все эти истории в машине, меняющие жизни, пронизывающие звуки и сожаления об упущенных возможностях. И невольно в голове: «А я все делаю так?»
Я не знаю самый ли лучший это спектакль в моей жизни. Но, то, что он однозначно самый трогательный — это 100%. потому, что вся эта симфония звуков, это тактильное твое восприятие происходящего, оно тебя погружает настолько глубоко. Ты просто перезагружаешься.
- У вас есть время, чтобы прогуляться и подумать над своей самой заветной мечтой или желанием. Когда вы поймете что это за мечта, вы можете возвращаться.
А сколько у меня осталось времени на исполнение своей мечты? Будут ли на этой стене мои строки и сколько годиков в подписи 91, 83, 67, а может 30...
- После такого, наверно, все мысли лишние, они уходят. И, действительно, очень четко понимаешь, чего ты хочешь. Ты просто очень ярко чувствуешь.
Каждый свой листок сжимает, как нечто священное и самое дорогое. Верую словно в благодатный огонь.
- Заставляют задуматься, о том, что надо где-то остановиться, отбросить... Ну, вот спешишь, спешишь всегда, остановился и чего? Ничего не успел. Побольше времени проводить со своей семьей, со своими любимыми родными, детьми. Потому, что потом рискуешь так же оставить надпись какую-то, что не сделал то чего хотел, - говорит Оксана Шумилова.
Мы все бежим дела, работа. Столько планов, свершений и все нужно успеть у меня расписание. И нет даже паузы.
- Этот спектакль, чтоб погрузить человека в определенную атмосферу и дать задуматься, успокоиться и прийти к себе. И задуматься, а все ли я сделал в этой жизни и какая моя мечта.
1382