Кинокартина «Иван Васильевич меняет профессию» на днях отмечает День рождения – подробности очевидцев со съёмок в Ростове Великом Ярославской области

Среди великого множества советских кинокартин хороших и разных, есть фильмы, которые можно увидеть только по большим праздникам. В этот круг, безусловно, входят комедии Леонида Гайдая. Одна из них особенно близка именно жителям Ярославской области. Кинокартина «Иван Васильевич меняет профессию» на днях отмечает День рождения. 48 лет с даты выхода в прокат.  

Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» вышел в прокат в 1973 году и принес уже популярному к тому времени Леониду Гайдаю новый оглушительный триумф: 3 место в прокате и без малого 61 миллион зрителей. Настолько людям пришлась по нраву комедия по мотивам пьесы Михаила Булгакова про то, как проходимец и мелкий жулик Милославский и его управдом Иван Васильевич начинают править целым государством. 

В то время большинство советских картин снималось в павильонах. Там легче выставить свет и устроить стены так, чтобы камера легко попадала из одной комнаты в другую, а если это необходимо, то и в совершенно иную эпоху. Таким образом, в одном павильоне были выстроены и царские палаты, и квартира Шурика, и квартира обокраденного Шпака. Однако кремлевскую натуру решили снимать в Ростове-Великом. В те дни в Ростовском кремле были закончены реставрационные работы», - рассказывает  корреспондент Андрей Детцель.

И нарядный Кремль исполнил роль Москвы XVI века. 

Съемки фильма, собственно, и начались в Ростове. 26 августа 1972 года. У древних стен Гайдай гонял стрельцов за самозванцами и отправлял войско на войну. 

«По переходам Жорж Милославский и Иван Васильевич убегают от царского войска, герои звонят в колокола ростовской звонницы, а из святых кремлевских ворот ратники отправляются изгонять Крымского хана», - информирует корреспондент Андрей Детцель.

Эти дни в Ростове хорошо помнит фотограф Валерий Абрамов. Он запечатлел на пленку немало кадров со съемочного процесса. 

«Бунша бежал от стрельцов вот по этому переходу. Конечно, он притомился бегать по переходам. Забежал в эту башню. И вдруг видит фигуру Христа, скульптуру. И у него сразу созрел такой экспромт. Он сел напротив Христа и вот так вот затаился”, - делится фотограф, художник Валерий Абрамов.

На самом деле скульптура на том месте не стояла. А когда Милославский и Бунша лезли по воротам, чтобы сбежать от стрельцов, они никак не смогли бы попасть в переходы Кремля. Слишком высоко. Да и по кремлевской стене, с которой в одном из эпизодов прыгали стрельцы, актеры бегать не могли. 

«Сверху двухскатная крыша. И по ней, естественно, бегать невозможно. И придумали, что с тыльной стороны сделали помост горизонтальный. И все актеры бегали по этому помосту», - уточняет фотограф, художник Валерий Абрамов.

Стена была не такой высокой, как кажется зрителям. Прыгали стрельцы вниз на солому. Сцена оказалась чуть ли не самой трудной. Леониду Гайдаю все время казалось, что момент, когда Милославский подхватывает Буншу, готового сигануть вниз, получался не естественно. Чтобы сцена была такой, какая она вошла в финальный монтаж, потратили целый съемочный день. Несмотря на то, что актеры на тот момент уже были знаменитыми, Валерий Александрович вспоминает, что никакой охраны или оцепления не выставляли. Поглазеть на процесс съемки собирались сотни ростовцев. А автограф у героев будущей комедии взял, пожалуй, только он, во время разговора с актерами. 

«Вот, как с вами, я общался с Яковлевым, с Куравлевым. Просто они сидели на лавочке. Я к ним подошел, побеседовали. В то время я подрабатывал в местной газете, поэтому фотографии, заметку потом об этом фильме написал. Разговоры были о жизни, как провинция живет. Не пьет ли водку горькую», - вспоминает фотограф, художник Валерий Абрамов.

Командировка съемочной группы в Ярославскую область продлилась ровно неделю — до 2 сентября. Остальные съемки проходили уже в Москве. В прокат картина вышла  48 лет назад, 17 сентября. И сразу стала популярной.

Фильм не получил ни единой премии несмотря на всенародную любовь. Она не угасает и сегодня, когда прошло уже почти полвека со дня выхода комедии Гайдая на экраны страны. Теперь уже давно другой страны. Но для настоящего искусства нет границ ни во времени, ни в пространстве. Почти как для машины Шурика. 

2046