Ярославцам раскрыли тайну изображений на памятнике Некрасову
Каждый человек в жизни встречается с иллюзией восприятия. Этот эффект происходит, когда наш мозг желаемое принимает за действительное. Ярославский культуролог решил открыть привычное с новой стороны. Доцент театрального института провел работу и рассказал, кто же все-таки герои на памятнике Николая Некрасова.
Какой памятник главному народному поэту без людей. Тут и Орина, мать солдатская и Мальчик-с-пальчик, да и в целом, сюжет похож на «Кому на Руси жить хорошо». Вот только, на самом деле, персоны на памятнике, совсем из другого жанра.
- Для русской крестьянки не характерен такой головной убор. В ракурсе ее, постановке рук читается образ Сикстинской Мадонны, работы Рафаэля.
И так шаг за шагом, детально разбирая каждого персонажа горельефа, кандидат культурологии Вячеслав Летин разбивает в пух и прах наше первое восприятие от гипсовой композиции. И вот уже собирательный образ крестьянской жизни сменяет энциклопедия советского и мирового искусства. А героев Некрасовских поэм лидеры социал-демократического движения.
- Вот крестьянский мальчик, вроде бы ведет под уздцы лошадку и можно в нем узнать Власа из крестьянских детей «Мужичок с ноготок». Но действие в Крестьянских детях, эпизод с Власом происходит зимой, а здесь мы видим пору пашни. В открытом лбе, зачесанной назад шевелюре, мы увидим известный скульптурный портрет Володи Ульянова, - отмечает Вячеслав Летин, доцент ярославского государственного института, кандидат культурологии.
Кроме Ленина на горизонтальной стеле узнаются фигуры Маркса и Энгельса. Неожиданно пахарь с лошадью оказывается один в один, как скульптура Соловьева «Граф Толстой на пашне». А героя-любовника Ивана из Коробейников сменяет целеустремленный Гриша Добросклонов.
- Это не иллюстирование произведений Некрасова, а игра с образами из мирового и советского искусства. Скульптор объединяется в одном персонаже двух или нескольких некрасовских героев или за основу берет произведения искусства мирового или советского.
Игра смыслами характерный прием для любого вида искусства. В советское время — эпоху стремительного перехода из одного мироустройства в другое, это было особенно значимо и распространено. Возможно только, не всегда внимательно подмечено зрителями.
1422