В Ярославский художественный музей вернулась картина «Боярышня. Убор невесты»

В Ярославский художественный музей вернулась картина «Боярышня. Убор невесты»

Больше века назад пережила обстрел... Теперь предстала в новых красках. В Ярославский художественный музей после реставрации вернулась картина Ивана Куликова «Боярышня. Убор невесты». Об удивительной судьбе холста начала XX века расскажет Дмитрий Жданюк.

На шее – ожерелье, на пальцах – кольца. По кокошнику можно понять – главная героина картины Ивана Куликова «Боярышня. Убор невесты» либо из Ярославской, либо из Владимирской губернии. В руках – шкатулка. Вокруг еще четыре героини. Две смотрят на украшения. Еще одна прихорашивается в стороне. А старушка несет что-то нарядное.  

– Я поняла, что он здесь изобразил свою мать. Он перенес ее образ с портрета 1903 года. Тот же ракурс, то же лицо, то же доброе выражение, платок точно так же надет. Мне кажется, этот момент особую теплоту картине передает, – рассказывает главный хранитель Ярославского художественного музея, кандидат культурологии Татьяна Лебедева.

Ученик Ильи Репина, друг Бориса Кустодиева. За картину «Боярышня. Убор Невесты» Иван Куликов получил в 1912 году премию Общества поощрения художников.  Дальше были выставки в Венеции и Мюнхене. В 1914-м произведение передали в Ярославль для будущего художественного музея. Спустя четыре года картина пострадала во время белогвардейского мятежа. На полотне остались следы от пуль.

– Заплат было довольно много. И половина, видать, была сделана – это была первая реставрация или вторая, не буду утверждать. Первая часть была сделана на клей животного происхождения. Вторая – был уже такой реставрационный прием, когда делали заплаты на воск, – поясняет реставратор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря Анастасия Шинкаренко.

В 1924 году произведение передали в тутаевский музей в обмен на картину Василия Перова «Мальчик, готовящийся к драке». Это полотно сейчас находится в соседнем зале Ярославского художественного. В Тутаеве  условия для хранения «Боярышни» были неидеальными. В Ярославль в 1941 она вернулась свернутая в рулон и в плачевном состоянии. Была серьезная проблема – отслоение верхнего слоя от грунта. К слову, такая же история со многими картинами Ильи Репина – поверхность перед работой с красками художнику нужно было дополнительно обрабатывать, а он этого не сделал. Отреставрировать полотно помогла фармацевтическая компания «Гедеон Рихтер».

– Это тоже удивительная история. Компания занимается медикаментами, которые сохраняют медицинское здоровье. А для нас они сохранили прекрасные женские образы. Только благодаря финансовой немалой их поддержке и поддержке наших партнеров из реставрационных мастерских Грабаря в Москве, которые взяли на себя очень большие обязательства в короткий срок, мы смогли это произведение сегодня видеть, – говорит директор Ярославского художественного музея Алла Хатюхина

Процесс сложной реставрации занял пять месяцев. Теперь картина Ивана Куликова представлена в зале постоянной экспозиции «Русское искусство XVIII – начала XX веков».

776