В Ярославле прогремел юбилейный концерт к 80-летию симфонического оркестра

Бетховен и Брукнер: два непревзойденных композитора на одной сцене. Ярославский симфонический оркестр грандиозно отметил своё 80-летие. Любители классической музыки услышали три по-настоящему великих произведения. За фортепиано сел всемирно известный пианист Юрий Розум. 

Пальцы проваливаются в клавиши, все равно что в мягкое суфле. Руки будто живут своей жизнью, но каждая нота выверена до секунды. Бьет в самое сердце и проникает глубоко в душу. 

Накал страстей и спокойная созерцательность, пафос борьбы и лирика. Все это третий фортепианный концерт Бетховена. Произведение прозвучало в юбилейной программе первым. Следом – «Фантазия» все того же венского классика. Выбор композиций – решение всемирно известного пианиста Юрия Розума. 

– Я хочу отдать дань уважения Бетховену, причем разным периодам его творчества. Третий концерт это такой расцвет, а «Фантазия» – это уже период перед Девятой симфонией, как бы предвестник этого большого произведения. И столкнуть на сцене два этих произведения, мне кажется, очень интересная задача, – делится пианист, народный артист России Юрий Розум.

Музыкальный вечер объединил сразу три юбилея: 70-летие Юрия Розума, 80-летие Ярославского симфонического оркестра и 200-летие со дня рождения Антона Брукнера. Его произведение, Седьмая симфония, прозвучало в финале концерта. 

Идёт больше часа. Невероятно сложное произведение для любого из музыкантов. Долгие репетиции как дома, так и на сцене, исправление ошибок, проработка самых сложных и коварных мест партитуры. И все это, чтобы показать великое произведение во всей красе без единой помарки. 

– Оно длинное, и там нужно много играть и опять же частенько всаживать прямо очень громко и очень сильно. От этого аппарат тратится. Конечно, профессиональным музыкантам это не помеха. Но факт остается в том, что в партии в Брукнере тяжелее, чем в других симфониях. Именно в плане ресурса исполнительского аппарата, – отмечает трубач, студент Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Денис Грунин.

Самое необычное в Седьмой симфонии Брукнера – вагнеровские тубы. Этот инструмент крайне редко можно услышать в составе симфонического оркестра. Для исполнения этой композиции группа туб приехала из Москвы. 

– Так исторически сложилось, что композиторы, которые писали музыку для духовых, использовали инструменты, которые были в наличии. А туба является самым современным и самым последним инструментом, которым заканчивается формирование всего симфонического большого оркестра, – говорит доцент Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Сергей Бармин.

Найти свободные места в зале – задача почти нереальная. Сотни любителей классической музыки не смогли отказать себе в удовольствии услышать произведения сразу двух великих симфонистов. 

– Наша филармония пользуется большой популярностью, и мы видим загрузку залов 100%. Это не может не радовать... Конечно, у нас здесь большинство посетителей – наши постоянные слушатели. Но я сейчас вижу омоложение нашей аудитории. Молодежи тоже очень нравится симфоническая музыка, и это очень радует нас, – сообщает исполняющая обязанности министра культуры Ярославской области Ирина Ширшова.

Трагизм и лёгкость, страх и надежда. Целая палитра эмоций в каждой ноте каждого инструмента. Юбилейный концерт прогремел с оглушительным успехом. И в послевкусии одна только мысль – чем же оркестр удивит в свой следующий юбилей.

филармония1191