Угличский кремль. История «Угличской трагедии»
Углич — некогда важнейший политический центр Руси после Москвы. Еще со времен Ивана Калиты второй по старшинству сын великого Московского правителя занимал титул князя Угличского. Так было и с сыном Ивана IV — царевичем Дмитрием. Таинственная гибель которого стала началом одной из самых страшных трагедий в истории нашей страны.
Угличский кремль. Историко-архитектурный комплекс в самом центре города, хранящий немало тайн. Одну из них, пожалуй, самую страшную, уже не разгадать. В память о ней на высоком правом берегу Волги в конце XVII столетия выстроили каменную нарядную пятикупольную церковь. Именно на этом месте в субботу 15 мая 1591 года разыгралась так называемая «Угличская трагедия».
«Конец XVI века. При странных обстоятельствах в Угличе погибает царевич Дмитрий. Сын Ивана Грозного. Последний из Рюриковичей. Именно с этого момента начинается ожесточенная борьба за русский престол, которая на многие годы ввела в смуту всю страну», - Андрей Детцель.
Угличане любили царевича. Ведь с его приездом их город стал вторым по значимости после столицы. Мальчик с одной стороны рос в атмосфере всеобщей любви, а с другой - ненависти ко всему московскому. Род его матери — Марии Нагой не мог простить боярам ссылки в Углич. Вместе с претензиями на трон Дмитрий унаследовал от отца эпилепсию или, как ее тогда называли, падучую трясучку. Предпоследний приступ случился с царевичем за 3 дня до гибели. Однако он был не сильным. И уже 15 мая мальчик присутствовал на службе в Спасо-Преображенском соборе, после которой мать переодела его и отправила играть во двор с мальчиками. Там его уже поджидали заговорщики.
«Костик Волохов к нему подходит и спрашивает: «Государь, у тебя сегодня новое ожерельице надето?». Он говорит: «Нет, старое. Мама нового не дает». И доверчиво задирает головку, чтобы показать ожерелье. Это и нужно было убийцам. В этот момент они выхватывают нож, втыкают ему в горло. Ну, а здесь внизу вы видите, как заканчивается это преступление», - рассказывает сотрудник Угличского музея Виктор Бородулин.
Нагие объявили горожанам, что царевича убили. А возвестил об этом всполошной колокол в Угличском кремле.
Реакция в одночасье ставших никем Нагих спровоцировала бунт. Без суда и следствия самочинно, самосудно угличане убивают практически всю московскую администрацию, которая управляла княжеством от имени малолетнего царевича.
«Сюда приезжает следственная комиссия. Потом уже, когда бунт утихомирился, через несколько дней следственная комиссия приезжает. Возглавляет ее интереснейшая личность, которая потом еще отметится в нашей истории, которая будет ключевой фигурой нашей смуты, боярин, князь Василий Иванович Шуйский. Так вот, комиссия, очень быстро проведя опрос почти полутора сотен угличан, устанавливает, как она считает, истину: никакого убийства не было, ребенок упал на ножик сам», - отмечает сотрудник Угличского музея Виктор Бородулин.
Это угличское разыскное дело стало первым в истории отечественной юриспруденции делом об убийстве, дошедшим до нас. А версия следственной комиссии стала основной. Она устроила верхушку знати и, по сути, царствующего в Москве Бориса Годунова. С угличанами расправились показательно жестоко. Было казнено почти 200 человек. Наказали даже колокол.
«То есть колокол является как бы символом начала угличского бунта, угличского восстания против власти, а потом он становится символом начала русской смуты. Его как вора, высекли плетьми прилюдно опозорив, 12 ударов. Но это еще не самое забавное, если можно так сказать, в этой истории. Колокол отправляют ссылку», - продолжает рассказ сотрудник Угличского музея Виктор Бородулин.
Из Тобольска в Углич колокол вернулся спустя 230 лет. Решением русского царя уже совсем другой династии. Колокол не стал свидетелем тех событий, начало которых сам же и ознаменовал. Смута зрела вместе с народным недовольством еще несколько лет. Кровавые междоусобицы, отсутствие центральной власти, беззаконие. В итоге управление государством окажется в руках иностранных интервентов. А историки назовут этот период смутным временем.
7348