«Корреспондент 292» выходит на связь: «Ярославский партизанский отряд «Суворовцы» целенаправленно ликвидировали предателей, воевавших на стороне врага»

В августе 1942 года Красной армией была предпринята попытка прорыва блокады Ленинграда. А во вражеский тыл, в район Пскова, направлялся сформированный в Ярославле отряд особого назначения «Суворовцы». Бойцов в нем было совсем немного, но, по заветам великого полководца, воевали они не числом, а умением. 

Крупные резервы перебрасывались советским командованием в августе 1942 в направлении города на Неве. Но и нацисты готовились нанести решающий, как они считали, удар по Ленинграду. С южного участка советского-германского фронта враг перебросил значительные силы. И советское, и немецкое командования готовили наступательные операции в направлении Ленинграда, но не обладали полной информации о планах противника. Красная армия наносила встречный удар сил Ленинградского и Волховского фронтов в направлении на Синявино с целью прорвать кольцо блокады и разбить Мгинско-Синявскую группировку Вермахта.

Немцы в ходе операции под кодовым названием «Северное сияние», предполагали прорваться на соединение с финскими войсками в районе Карельского перешейка. Этот удар врага мог лишить блокадный Ленинград любой связи с «большой землей». Начавшееся в августе наступление Красной армии на Синявино не достигло успеха. После тяжелых боев, попавшие в окружения части, вырвались из котлов и к началу октября 1942 года отошли на позиции, которые занимали до начала операции. Но наступательные действия Ленинградского и Волховского фронтов сорвали планы нацистов по проведению операции «Северное сияние». 

В сентябре 1942 г., в разгар боев под Синявино, в Ярославле началась подготовка отряда особого назначения «Суворовцы». Районом действий отряда был намечен г. Псков. Именно там дислоцировались руководящие разведывательные органы и штабы войсковых соединений врага – группы армий «Север», державшей Ленинград в блокаде, и подразделения аппарата разведки и контрразведки немцев, пытавшиеся проводить активную разведывательно-диверсионную деятельность в том числе и на территории Ярославской области. Псков являлся и крупным железнодорожным узлом, через который осуществлялось снабжение фашистских войск.

Теперь известно, что гарнизон оккупантов насчитывал около 20 тысяч человек, а общая численность вражеских войск, дислоцировавшихся в городе и окрестностях, достигала 70 тысяч солдат и офицеров. Но летом и осенью 1942 советскому командованию еще предстояло выяснить, какими силами располагал противник в Пскове. 

Перед отрядом «Суворовцы» ставилась задача максимально возможного продвижения к Пскову для получения данных о дислоцированных в городе органах немецкой разведки и контрразведки, создания агентурной сети в прифронтовых районах, уничтожение предателей и пособников немецких оккупантов. Также необходимо было организовать систематическое разрушение коммуникаций противника, крушение воинских эшелонов, подрыв железнодорожных сооружений, складов боеприпасов и других военных объектов.

11 ноября 1942 г. отряд «Суворовцы» в количестве 16 человек перешел линию фронта на участке 3-й Ударной армии и двинулся в тыл противника. В район Пскова партизаны прибыли в 20-х числах декабря. Бойцы отряда установили связи с местным населением, завербовали свыше 30 агентов, ориентированных на получение информации об обстановке в Пскове. Центр запрашивал точную и проверенную информацию о разведывательных органах противника, в том числе о действовавшем под Псковом разведывательно-диверсионном центре «Цеппелин». Чтобы получить необходимые сведения руководство отряда пошло на рискованный шаг – были перевербованы два волостных бургомистра и шесть старост.

Ценность этих вербовок заключалась в том, что бывшие советские граждане, поступив на службу к оккупантам, непосредственно контактировали с офицерами немецких военно-полевых комендатур и полицейских команд, поэтому имели реальную возможность получения сведений о тактических планах немцев в районе Пскова и Порхова.

Благодаря агентурной работе, радист отряда, действовавший в эфире под позывным «Корреспондент 292», передал немало ценной информации. В лаконичных строках донесений-радиограмм, сохранившихся в архиве УФСБ России по Ярославской области, указаны точные адреса расположения штаба Северо-Западного фронта врага и комендатуры нацистов в Пскове. Сообщалось, что в составе 67 тысяч гарнизона нацистов были не только немцы, но и поляки, и эстонцы.

Зимой 1942 – 1943 годов в окрестностях Пскова оккупанты активно вели карательные акции, уничтожая мирное население и партизан. В донесениях «Суворовцев» сообщалось: «леса блокированы». Несмотря на это в январе и феврале 1943 года «Суворовцы» успешно заминировали железнодорожные пути на участке Псков – Порхов и подорвали эшелонов с живой силой и техникой противника. Согласно докладу «Корреспондента 292», в результате крушения эшелонов погибло и ранено около 150 солдат Вермахта, движение на участке было приостановлено на 12 часов и потребовало привлечения особых подразделений – военно-строительной организации Тодта.

Командовал отрядом «Суворовцы» Ефрем Семёнович Лемешевский. Это был опытный разведчик, с опытом боевых операций Гражданской войны. А в начале 1942 года Е.С.Лемешевский уже воевал старшим диверсионной группы в составе другого отряда особого назначения – «Ярославец», взрывавшего немецкие эшелоны на оккупированной территории Калининской (Тверской) области. Заместителем начальника по разведке был Виктор Иванович Григориади, также имевший опыт агентурной работы и проведения разведывательно-диверсионных акций.

С первых месяцев 1943 года, руководство отряда «Суворовцы» в своих радиограммах отмечало ожесточение карательных акций, для проведения которых немцы были вынуждены частично снимать с фронта регулярные части, чего ранее не делали. 25 марта 1943 года бойцы отряда попали в засаду, устроенную гитлеровцами у деревни Владимирцы Славковского района Ленинградской области. В бою геройски погибли партизаны отряда З.И. Ахматханов и К.Ф. Козуб. Согласно донесению командира отряда Лемешевского, боец Ахматханов был убит из засады пулеметной очередью, а боец Козуб, не желая сдаваться в плен, подорвал себя двумя гранатами. 

Партизаны-«суворовцы» целенаправленно ликвидировали предателей, воевавших на стороне врага в составе так называемых охотников за партизанами – «ягдкоманд» (jagdkommando). В ходе боестолкновений бойцами отряда было уничтожено более 10 карателей.

Небольшой отряд активно перемещался, нанося удары по врагу. В наградном листе командира «Суворовцев» Ефрема Семеновича Лемешевского упоминаются бои в Калининской и Ленинградской областях. Начальник Управления НКГБ Ярославской области, полковник Кримян, напишет в феврале 1944, после возвращения «Суворовцев»: «несмотря на то, что отряд находился в чрезвычайно тяжелых условиях, его личный состав был дисциплинирован и с успехом выполнил поставленные перед ними задачи».  

И.С.Моднов, А.Л.Львов. По материалам архива УФСБ России по Ярославской области. 

Фото из архива УФСБ по Ярославской области.

917