Городские легенды

Здесь и фильмы создавали, и показывали их, и детей крестили, и воду качали, и гостей встречали — все тут. Только в разные годы. Дамы и господа, знакомьтесь, - Знаменская башня, она же Углическая, она же Воронцовская. 4 века назад часть городского оборонительного сооружения.  

Свое изначальное название получила от находившейся рядом церкви — Воронцовской, потом рядом была пристроена Знаменская церковь. А некоторые местные звали башню Улической, по географическому направлению дороги.  

Ярославская стрелка — один из самых популярных парков у туристов, да и ярославцев тоже. Место слияния двух рек — Волги и Которосли и место основания города. Исхожено, иссмотренно, уже сто раз. Но, возможно, не так внимательно.

С Ульяновым, он же Владимир Ильич Ленин, тоже все с первого взгляда все понятно. Ну куда может указывать главный революционер и приверженец марксизма, конечно, на Советскую площадь. Но на самом деле, все намного интересней. 

Для русской крестьянки не характерен такой головной убор. В ракурсе ее, постановке рук читается образ Сикстинской Мадонны, работы Рафаэля. 

И так шаг за шагом, детально разбирая каждого персонажа горельефа, кандидат культурологии Вячеслав Летин разбивает в пух и прах наше первое восприятие от гипсовой композиции. И вот уже собирательный образ крестьянской жизни сменяет энциклопедия советского и мирового искусства. А герои Некрасовских поэм — лидерами социал-демократического движения. 

- Вот крестьянский мальчик, вроде бы ведет под усцы лошадку и можно в нем узнать Власа из крестьянских детей «Мужичок с ноготок». Но действие в Крестьянских детях, эпизод с Власом происходит зимой, а здесь мы видим пору пашни. В открытом лбе, зачесанной назад шевелюре, мы увидим известный скульптурный портрет Володи Ульянова, - рассказал доцент ЯГТИ, кандидат культурологии Вячеслав Летин. 

Кроме Ленина на горизонтальной стеле узнаются фигуры Маркса и Энгельса. Неожиданно пахарь с лошадью оказывается один в один, как скульптура Соловьева «Граф Толстой на пашне». А героя-любовника Ивана из Коробейников сменяет целеустремленный Гриша Добросклонов. 

В центре Ярославля куда не глянешь — везде маковка церкви виднеется. И правда даже в обычном жилом дворе и то стоит храм — Николы Надеина, пожалуйста. 

Основал его один из богатейших купцов не только Ярославля, но и страны - Епифаний Свешников, в простонародье Надея. И естественно дал храму свое имя. Но увековеченным в алтаре оказался другой знаменитый житель Ярославля. 

К слову о Федоре Григорьевиче. После революции в церкви располагался музей в честь основателя Первого постоянного общедоступного русского театра. Потом миссию просветительскую сменили на хозяйственную. Отдав помещение с иконописью сначала под хранение лекарств, а потом овощей. И только в 60-х годах церковь вошла в состав Ярославского музея-заповедника. А вот другому экспозиционному дому пришлось сражаться и за стены, и за место. К слову, последнее — проиграли, но крышу, хоть и переехавшую, сохранили. 

Разглядеть и уж тем более расшифровать нацарапанные на старорусском слова под силу, пожалуй, только научным сотрудникам. Буквы и рисунки, как говорят специалисты, появились на стенах Спасо-Преображенского собора еще во время его росписи — 4 века назад. Само граффити для русской церкви явление знаковое. Что фресками не изобразить было, вносили в историю буквально процарапывая на стенах. 

2464