«Экспертный взгляд». Игорь Ямщиков - о ходе специальной военной операции и о том, как тыл помогает воюющей российской армии

И в ходе экономической войны, и на фронтах специальной военной операции наша страна продолжает бороться за свое будущее. В передаче «Экспертный взгляд» ход специальной военной операции, и то, как тыл помогает воюющей российской армии, обсуждали с Игорем Алексеевичем Ямщиковым, руководителем регионального отделения Российского союза ветеранов Афганистана, членом Общественной палаты Ярославской области. 

Александр Лебедев, ведущий, директор «Информационного агентства «Верхняя Волга»:

- Игорь Алексеевич, вы сами участник боевых действий, воевали в Афганистане. Ваша оценка текущей военно-политической ситуации?

Игорь Ямщиков, руководитель регионального отделения Российского союза ветеранов Афганистана, член Общественной палаты Ярославской области:

- Я могу ее оценивать со своих позиций, поскольку я не являюсь участником тех событий, которые сейчас происходят на Западном театре военных действий нашей Российской Федерации, и на Украине. Естественно, мои впечатления, мое отношение складывается из, так скажем, теоретического погружения в историю этого вопроса, в историю возникновения этой ситуации. Почему Президент, наш верховный главнокомандующий, был вынужден принять такое непростое решение о начале специальной военной операции?

Естественно, мы общаемся с ребятами, которые там воевали и воюют. Мы часто встречаемся с нашими ребятами, ранеными, которые находятся сейчас на реабилитации, на лечении в Ярославском гарнизонном госпитале. Мы общаемся с теми, кто сейчас ездит с гуманитарной помощью, с помощью для наших ярославцев и не для ярославцев, а вообще для наших воинов нашей российской армии, которые сейчас, выполняют свой воинский служебный долг, - и они, естественно, делится с нами своими впечатлениями. И вот из этого складывается в целом мое видение этой не простой войны. Не простой войны!

Я всегда говорю, что война, - это слово, которое написано черными буквами, потому что какие бы цели не были, это, к сожалению, это потери, потери ребят. И поэтому через призму всех этих компонентов, всех составляющих, ты понимаешь войну. Почему буквально сейчас вспомнил где-то 24 февраля все началась, и уже в марте месяце мы первыми, мы ярославские афганцы, начали встречаться со студентами, рассказывать причины принятия решения Президентом, главкомом вот этого решения по войне. Поэтому все в связке в такой и дает в целом впечатление. И впечатление, ощущение праведности этой войны! Вот я не побоюсь этого слова, праведности, хотя это война, но праведная война!

Потому что уже известный давно факт, - а уж потом, когда все эти лидеры европейских государств проговорились, что фактически Минские соглашения это было, что их никто и не собирался соблюдать!  Это было лицемерие страшнейшее, это страшнейшее лицемерие. И люди готовились к войне фактически. И вот мы сработали, Президент сработал на упреждение, потому что потом мы могли бы опоздать. И кому бы тогда предъявляли претензии? Что же вы войну проглядели начала войны? Поэтому, оценивая вот эти все факты, мы еще раз повторяю, я лично, я как бы это ни звучало, это праведная война, это отечественная война!

И только так ее можно оценивать и через призму вот этой оценки, свои личные оценки высказывать свои позиции, когда мы встречаемся со студентами и школьниками.

Александр Лебедев:

- Игорь Алексеевич, как студенты и школьники воспринимают то, что вы с точки зрения своего восприятия, с точки зрения своего военного опыта рассказываете? Вы отметили, что больше года назад начали эти встречи, и Вы были как раз среди первых ярославцев, кто активно выступали в поддержку нашего Президента, когда только начиналась специальная военная операция. На ваш взгляд, изменилось ли у наших земляков отношение к происходящему?

Игорь Ямщиков:

- Действительно, когда мы начали вместе с коллегами, это было такое совершенно спонтанное дело, это естественно, не за деньги, ни за что. Это был отклик на просьбы самих и студентов, и руководителей образовательных, высших, прежде всего образовательных учреждений, поделиться каким-то своим опытом. Вот мы втроем: я, Виктор Высоцкий и Милин Александр Ростиславович, встречались. Встречи планировали минут на 45, но они затягивались. Самая маленькая это полтора часа. Каждая встреча совершенно разная, разные вузы, колледжи, они чем-то отличаются и в том числе вопросами и настроениями. Не буду кого-то ругать, но были и сюрпризы. Когда мы начинали, начинаешь вот эту встречу, и первые вопросы были с таким, ну, как бы нервом, с таким нервом, с напряжением. А потом те вот те же ребята, которые задавали нам вопрос, они в течение наших встреч уже задавали вопросы с желанием! Ты понимаешь, что задают вопросы не то, чтобы подколоть, а разобраться. И мы это вот все втроем отметили.

Поэтому, естественно, вопросы разные и разные студенческие аудитории. И когда мы говорим сейчас, а что изменилось за год, - я откровенно скажу, что за год произошло изменение отношения. В том числе из тех встреч, которые состоялись, в том числе у школьников, нет такого вопроса. Почему? Зачем? Потому что, мне кажется, когда маски сорваны, когда уже все стало понятно, «кто есть ху», и кто воюет на той стороне, и с кем мы практически воюем. Поэтому на многие вопросы жизнь сама ответила и ход боевых действий. И поэтому в этом плане немножко, не то, что скажу полегче, о войне никогда легко не разговаривают, но вот этот аспект он ощущается, что уже ребята во многом разобрались, во многом разобрались. И тут, конечно, и позиция средств массовой информации, доступность и телеграмм каналов и социальных сетей. Смотрят, конечно, по-разному. Но если в целом вот так скажем, оценить то изменения есть. Ну, так скажем, в лучшую сторону.

Александр Лебедев:

- Игорь Алексеевич, Вы у себя в социальных сетях на своей странице во ВКонтакте писали, что недавно из поездки в Донецк вернулись Ваши соратники по афганскому движению. И, в общем, сейчас мы видим, что очень многие люди включились в самые разные общественные инициативы помощи фронту. Скажите, Ваши соратники кому помогли и с какими впечатлениями вернулись?

Игорь Ямщиков:

- Я преклоняюсь перед нашими ребятами, которые туда второй раз уже ездили. Ну, в частности, наша организация мои друзья и коллеги, в частности, вот Евгений Баранов, первый заместитель председателя правления нашей организации Андрей Виноградов, они второй раз туда ездят, доставляют и снаряжение, и медицинское оборудование, лекарства, и разные люди принимают участие в формировании груза. Я хотел бы сказать, фамилии, я не буду называть, Светлане огромное спасибо. Человек мотор, человек такой, которая во многом сформировала, так скажем, медицинскую компоненту этих поездок. Очень важно, что эти поездки осуществляются не за счет каких-то там, не знаю, средств, а за счет личных средств ребят. Они едут за счет своих личных средств, потому что они понимают, что-то сделать надо. И поэтому я преклоняюсь перед этими людьми, а сам поехать не могу, к сожалению. Но рад, что такие ребята среди нас есть: Тарас Сидорин, наш руководитель Юнармии и организации ветеранов на Северном Кавказе, тоже активно принимает участие.

Ребята из «Боевого братства» Олег Кошелев, Виктор Высоцкий, Василий Бобков. Все мы стараемся внести свой вклад, свою лепту в то, чтобы нашим ребятам, прежде всего, на линию фронта, на передовой, чтобы как-то им оказать помощь, это и мамочки наших погибших ребят. Тут вообще, - ведь они получают пенсию! Каждые поездки, - то конфеты, то какие-то пряники, то им носки вяжут, шоколадки. Ведь это на небольшую, собственно говоря, пенсию! Тем не менее, такой порыв. Школьники 15-я школа, тридцать третья школа. Ну, просто ребят, я мог бы долго перечислять и боюсь кого-то не вспомнить, Илья Дианов. Ну и прочие-прочие просто молодцы. Я всегда с большим чувством тепла читаю такие вещи, когда ребята оказывают помощь и едут туда. Иногда, да даже не иногда, да, всегда с риском, с определенным риском. Но, тем не менее, вот эта великая задача та миссия, которую они на себя взяли, выполняют блистательно. Спасибо им большое и низкий поклон.

Александр Лебедев:

— Вот как раз вы упомянули одного из таких добровольцев Тараса Сидорина. Как раз группа, которую он возглавлял, недавно вернулась тоже из Донецка, и вместе с ними ездила моя коллега Оксана Виноградова. Давайте посмотрим ее сюжет сейчас. 

Игорь Алексеевич, мы видели в сюжете, что раненые, которые сейчас лечатся в госпиталях в Донецке, очень благодарны за ту помощь, которую оказывают ярославцы. Скажите, по-Вашему, что еще необходимо нам в тылу сделать для того, чтобы поддержать тех, кто сейчас нас защищает?

Игорь Ямщиков:

- Для них, для самих ребят очень важно, просто даже наше участие, оно в разном виде. Может, вот мы с концертами к ним приезжали, очень им это нравится. Однажды мы возили их на экскурсию по городу Ярославлю, заезжали в храмы. Надо было видеть, как они посещают храм, едят нашу еду. Я достаточно взрослый человек, но у самого муражки по коже. Когда ты видишь, насколько ребятам важно в храме постоять в одиночку, помолиться, свечку поставить. Просто ребята, вот это ощущение очень эмоциональное. Совсем недавно мы по телевизору поставили в несколько палат, где ребята наши проходят реабилитацию. Я когда с ними общаюсь, они всегда говорят, что для них в каждый такой приход, печенья прислали. Им то к Рождеству, к Новому году мы им подарки принесли, мы присылали, им привозили вот с Виктором Высоцким, с Василием Бобковым медикаменты.

Для них очень важно, вот это эмоциональное ощущение, что здесь их поддерживают! И вот это, когда мы с ними как-то очень долго разговаривали, пока телевизоры вешали часа три, с ними общались, и вот они уходили в свои какие-то воспоминания, разговоры. Это чувствуешь, что для них очень важно и поделиться своими впечатлениями от того, что они там увидели, в чем-то сомневаться, в чем-то спросить какого-то, не знаю, совета, может, потому что они знали, что мы в Афганистане воевали. С ребятами говорили, как раз пока мы там телевизоры вешали. И поэтому здесь мы можем для наших ребят раненых создать некие условия душевного комфорта. Вот это прежде всего!

Потому что я считаю, что наши ребята в госпитале, которые сейчас работают, врачи, медицинский персонал, - ну, делают все, что только можно. Чего-то не хватает. Мы стараемся, естественно, помогать, таже вот Светлана, молодец. Еще раз низкий поклон, старается все помочь как-то. Вот. Но самое главное вот это ощущение душевного сопереживания, их эмоционального состояния, что они тут не изгои, что мы их считаем за людей, которые выполняют очень важную задачу. Может быть, это пафосно сказано.

Александр Лебедев:

- Мы их уважаем и любим, потому что именно они нас защищают.

Игорь Ямщиков:

- Они это прекрасно понимают, но говорят об этом чуть, что называется, проще. Спасибо. Когда вот даже вот про письма кто-то мне сказал: «Ой, вы знаете, очень много писем уже завалили и так далее». Я спросил: «Ребят, а как вы к письмам относитесь»? Они говорят: «Да, сейчас писем много, но даже если их много, мы их все перечитываем». Для них это очень важно! Я просто по себе вспоминаю, что, когда любое письмо оттуда, из дома, кем бы оно там бы не было написано, оно позволяет немножечко уйти от того, что вокруг. И погрузиться в переживания и строки, которые детской рукой написаны. Все всё прекрасно понимают, все прекрасно все понимают!

И вот это общение такое, так скажем, косвенное, но через письмо это очень важно, они всегда благодарили. Я, честно говоря, даже сомневался. Но вот после того, как ребята начали говорить, что для них действительно это очень важно, это было сказано при всех. Тут никакого не было, так скажем, никакого пафоса, никакого. Ну, для меня это было не скажу, что открытие, но подтверждение своей личной позиции все-таки. Молодцы.

Александр Лебедев:

- Игорь Алексеевич, недавно вас вновь избрали в состав Общественной палаты Ярославской области. Поздравляем. У вас уже есть солидный опыт такой работы, Вы с 2015 по 2018 годы работали в составе Общественной палаты. На чем сейчас предполагаете сосредоточиться?

Игорь Ямщиков:

- Ну, само собой, разумеется, что я бы хотел, так скажем, немножко влить какую-то кровь в патриотическую компоненту жизни палаты. Причем в рамках не просто каких-то там заседаний и так далее, нет, а именно как проектная работа, какие-то интересные мероприятия под эгидой палаты. И для нас это очень важно, мы хотим, и мы с Сергеем Сергеевичем Соловьевым, с председателем Общественной палаты очень долго и подробно эту тему обсуждали, что бы мог лично я привнести в работу палаты. Там очень много интересных людей, с очень интересными идеями, с яркой гражданской позицией. И хотелось бы, опираясь на них, на свой прошлый опыт, возродить, так скажем, придать новый импульс, проекту «Координаты памяти», которой мы в 2015-м году начали это проект, вышедший на федеральный уровень, получивший одобрение на федеральном уровне. Вот очень важно, как мне кажется, в этой работе, так скажем, региональную составляющую показать.

Ведь патриотизм, это не только готовность к войне или к участию, - нет. Патриотизм это и любовь к краю. И мы хотим ряд региональных таких компонентов по истории нашего края и Ярославской области тоже внедрить. Опять же через статус и возможности Общественной палаты. Идей много, и очень приятно, что и Сергей Сергеевич Соловьев меня поддержал. У меня, к сожалению, не столь большой срок будет работы в палате, потому что всего год остался. Но я постараюсь максимально отработать те идеи, которые в голове сидят.

Александр Лебедев:

- Ну что ж, успехов. И давайте пожелаем победы нашим воинам, которые сейчас защищают нас.

Игорь Ямщиков:

- Безусловно, надеемся и верим в это и победим. Обязательно!

2814