Директор департамента строительства Ярославской области рассказал о ценах на жилье, проекте «Губернаторский контроль» и новых объектах на 2022 год
Виктор Жучков стал гостем проекта «В тему» на «Первом Ярославском» телеканале.
Начинается активный строительный сезон 2022 года. Каковы перспективы развития отрасли с учетом заметного роста цен, в том числе и на стройматериалы? Сколько жилья планируется сдать в текущем году и как повлиял на рабочий процесс «Губернаторский контроль»?
- Ну вот у нас год за годом идут какие-то неприятности для экономики. Сначала у нас 20 год пандемия. Строительный рынок более менее пережил его нормально, потому что не было скачка цен. А вот прошлый год - резкий скачок, там 15-40 процентов по разным позициям. Сейчас ситуация отличается в корне. Какие прогнозы, перспективы?
- Тенденции все нормальные. Смотрите, строительный рынок сейчас находится ни в каком не в турбулентном, а в нормальном рабочем состоянии. Все-таки мы живем в рыночной экономике с вами. Поэтому те процессы, которые протекают в других сферах, они обязательно влияют и на нашу строительную сферу тоже. Сейчас строители уже не те. Вот новая генерация строителей - это значит уже и юристы, экономисты, финансисты. То есть такие мультипрофильные специалисты, они готовы к любым вызовам. И вот колебания валютных курсов, например, ну никак не влияет на строительство, потому что 95 процентов и выше комплектующих внутри зданий - российские, то есть все наше. Соответственно, говорить о том, что как-то вот эта ситуация прямо сейчас резко повлияет на рынок, нельзя. Можно зафиксировать то, что очень важно. Сейчас вы мне напомнили ситуацию про ковид.
Вроде как там должны были случиться какие-то процессы негативные, а рынок вырос. То есть по факту мы выросли по объему строительных работ на 33 процента к прошлому году. У нас 75 миллиардов рублей стройки. То есть таких цифр не было за 10 лет никогда. И вот здесь надо четко понимать, что это, конечно, стимулирующие программы по ипотеке.
У нас с вами теперь уже не 11 тысяч кредитов взято ипотечных, а 15. То есть не 22 миллиарда ушли в стройку, а 33. Соответственно, стройка сейчас развивается. Вот те процессы внешние, безусловно, влияние оказывают, но неопределяющее. Сейчас строительный комплекс устойчивый. Строители, я уже сказал, достаточно серьезно подготовлены. Я не думаю, что что-то сейчас должно произойти такое глобальное.
- Но вот необоснованных цен не предвидится? Как было в прошлом году.
- Ну, а что значит необоснованные цены? Мы с вами находимся на рынке, да. Соответственно, если это необоснованное цены по квартирам, рынок всегда отрегулирует, их просто не будут покупать, если необоснованные цены по рынку строительных материалов, например. Мы сейчас, безусловно, с этим работаем. Есть некоторые производители, которые необоснованно совершенно завышают цены на свою продукцию. Ну, мы знаем, например, металлисты, те, кто производит металлическую продукцию, они были привязаны к доллару.
Это факт. И на уровне правительства России сейчас этот вопрос решен. Соответственно, сейчас цены больше на металлопродукции не растут. Что касается других материалов, мы мониторинг постоянно проводим по 17 группам товаров строительных. И по факту мы каждый товар, который видим, что он стал расти, сразу фиксируем и в ФАС, потому что контрольные функции у Федеральной антимонопольной службы, там коллеги профессионально разберутся.
Если это просто разовые завышения, одно реагирование, если это картельный сговор, что может быть, безусловно, например, у нас сейчас растут цены на песок, например, на щебень. Вот сейчас у нас начинается дорожный сезон. А у нас с вами стройки - это же и дорожное строительство. И, собственно, строительство проездов, подъездов, дворовых территорий. То есть по факту мы сейчас всех коллег, которые занимаются щебнем и песком, собрали, с ними работу провели вместе с ФАСом, вместе с прокуратурой.
Коллеги будут очень внимательно смотреть на то, чтобы относиться к этой проблеме правильно. То есть не зарабатывать сверхприбыль, когда не нужно это делать, а заниматься тем, чтобы развивать свою страну, развивать экономику своего региона. Мне кажется, вот это главные вещи, которые должны двигать нами.
- Мы сейчас говорили про стройку в целом. Это же касается и частного строительства, и социальных объектов. У нас 9 социальных объектов в прошлом году построено. Сколько запланировано в этом году?
- Нисколько не меньше запланировано. Смотрите, здесь все идет очень ритмично. Правительство России нас сейчас не просто подталкивает, а настоятельно требует, чтобы мы ни в коем случае стройку не остановили. Потому что стройка - это рабочие места. Но я напомню, это особый у нас строительный комплекс. И особо мультипликативный эффект. То есть мы тащим за собой несколько отраслей очень крупных. Соответственно, зарабатывая в стройке, мы позволяем заработать транспортникам, финансистам.
Ну, и еще целой массе специалистов. Поэтому стройки не останавливать. Все средства, которые нам необходимы для работы по социальным объектам, есть. Министерство не то, что не задерживают, там, или замораживают. Они, наоборот, говорят – сдвигаем влево, то есть забираем деньги быстрее. То есть, если технологический процесс позволяет, строим быстрее, деньги выбираем быстрее, и у нас получается вот те остатки, которые возникают, можно перераспределить на новые объекты.
У нас же в работе сейчас более 20 объектов, социальных конкретно. Поэтому я не вижу сейчас никаких больших проблем. У нас из 9 объектов, которые в прошлом году были, в основном это, конечно, было детское дошкольное образование. Сейчас мы ушли на школьное образование. У нас в этом году сельские школы идут впервые за долгие годы. И вот школа в Вощажниково, в Погорелке — это Рыбинске район, школа в Марково, это Ростовский район.
Большая школа, кстати, в Ярославле вторая, больше тысячи мест на Пашуковской. То есть вот сейчас мы, решив вопрос по садикам, 29 детских садов было построено за последние годы. Сейчас мы активно взялись за школы. Вот две большие школы введены. Сейчас мы продолжаем эту историю. То есть массированная атака идет на ликвидацию, на решение этой проблемы. И не думаю, что сейчас какие-то вопросы внешнего характера нам помешают.
- Какие меры поддержки строительного бизнеса сейчас будут реализованы и намечены?
- Ну смотрите, как только произошла эта ситуация, мы сразу же стали вместе со строителями разбираться. А на что нужно сделать упор, чтобы стройку нам не просто не остановить, а как нам рекомендует правительство России, достичь той планки, которая была в прошлом году. А это, я напомню, самый высокий уровень объемов ввода за последние много лет по стране в целом и по Ярославской области тоже.
С чего все начинается? Три главные проблемы. Первое - строительные материалы. Мы с вами обсудили. Быстрое, жесткое реагирование на тех, кто пытается заработать на этой ситуации. Вторая ситуация. Строителям нужен поток средств от клиентов. Но мы с вами понимаем, что без нормальной ипотеки никакое строительство развиваться не может. И вчера на совещании у президента было объявлено, что семейная ипотека полностью сохраняется. Это 6 процентов.
Сельская ипотека полностью сохраняется. Это 3 процента. И новая ставка уже 12 процентов, но в этой ситуации это тоже подарок. Мы знаем, что сейчас ставка уже больше 20 в банках, будет субсидироваться и каждый может спокойно взять ипотеку. То есть постоянный поток средств клиентских будет поступать застройщикам, застройщики могут продолжить существующие проекты, начать новые. И третья важнейшая проблема - это, конечно, то, что сейчас происходит по проектному финансированию.
Мы знаем, что сейчас новая ситуация, на деньги дольщиков застройщики больше не строят, они строят на деньги банков. Соответственно, если банки будут повышать свою ставку, не выйдет эффективного бизнеса. И вот вчера объявлена была очень важная вещь. Государство субсидирует ставку банковскую, если она поменялась. А вот мы собирали банки по антикризисной повестке. Все крупные банки объявили о том, что ставка, которая была на момент заключения договора с застройщиком, не будет меняться.
Это важно. То есть по старым проектам застройщики достроят по старой ставке, получая ритмично проектное финансирование. Если это новые проекты до 15 процентов - это хорошая ставка. Государство будет субсидировать. Таким образом, мы сможем завершить те проекты, которые реализуются, и сможем начинать новое спокойно. И будет постоянный поток ипотеки, и строительные материалы будут производимы на территории нашей области и соседних областей. Не будут нас пугать. И уверен, что все получится.
- Президент в начале марта поручил обеспечить завершение всего начатого в стране строительства, как мы уже говорили. Это же касается гражданского строительства, чтобы не было обманутых дольщиков. У нас эта проблема как в регионе?
- На самом деле вопрос есть. У нас сейчас на контроле находится более 200 объектов. Вот мы выдали сейчас разрешение на 204 объекта, то есть 204 разрешения на строительство многоквартирных домов, 130 уже в стройке. И мы, соответственно, за каждым домом постоянно ведем мониторинг. Он называется мониторинг-предбанкрот. Это чтобы не допустить скатывания этого объекта, потому что это же рыночная история, застройщик сам решает.
Поэтому мы внимательно смотрим, чтобы не было просрочек по этапам строительства и чтобы не допустить скатывания этого объекта в реестр обманутых дольщиков. Я не буду вновь повторять цифры. Всем известно, что у нас было 87 объектов. Мы уже решили 79, фактически осталось 8. Объекты большие. Мы специально на этот год никакого плана не ставим, потому что у нас объекты должны быть решены до конца будущего года.
Мы здесь уже работаем вместе с Фондом развития территорий, он теперь называется, московским. И, соответственно, будем делать выплаты либо достройку. Вот у нас осталось 8, один домик, где у нас осталось всего три гражданина. Мы его решим буквально сейчас в течение месяца. Будем стараться всеми силами. В любом случае мы завершим то, что накопилось. А я напомню, копили с 2009 года и предбанкротный мониторинг не допустит того, чтобы ни один из этих объектов не скатился в эту красную зону. Поэтому наша задача, наша работа на рынке уже получается жилищного строительства.
- Временно исполняющий обязанности губернатора Михаил Евраев в этом году инициировал проект Губернаторский контроль. Он тоже занимается мониторингом строительства. Насколько этот проект сейчас актуален, важен, насколько помог?
- На самом деле мы с Михаилом Яковлевичем вот о чем договорились. О том, что этот проект, он не просто контрольный, это в помощь, в помощь нашим подрядчикам, в помощь нашим заказчикам. В основном это все муниципальные районы, мы тоже ездим. Но если кто- то еще сможет на этих объектах чаще появляться, мы в контакте с теми коллегами, которые ездят. Вот та информация, которая нам нужна из их рук, она предельно важна.
Поэтому мы в контакте. Проект очень нужен, важен. Следующий шаг - мы сейчас кооперируемся вместе с ними, чтобы нам вместе планировать наши выезды на эти объекты и их проверки этих объектов, чтобы у нас складывалась комплексно картинка, и мы могли реально помогать нашим подрядчикам в решении их проблем. Повторяю вновь, никакого желания кого-то наказать нет. Есть цель помочь. И в этом главная задача губернаторского проекта. Поэтому, Михаилу Яковлевичу, спасибо огромное за такую идею.
- Мы говорим про глобальные вещи, но во многих районах, например, в Пошехонье старая баня, которая 75-го года постройки, пришла в полную непригодность. И по поручению губернатора запущен конкурс на разработку эскиза нового проекта этой башни. Это один из таких проектов, как он идет. И есть ли такие проекты в других регионах?
- Ну, на самом деле, очень хорошо идет. Дело в том, что мы впервые, кстати, проводим такой конкурс среди студентов. И причем этот конкурс он не просто бесплатно. Творческие идеи просто так, мы за это платим денежку впервые нашим студентам. И фактически мы сейчас находимся уже на последней стадии. На будущей неделе будем уже подводить итоги. Студенты во первых, со своими преподавателями обсудили ситуацию, выехали на место.
Очень важно, что они послушали местных жителей. То есть, а что же хотят действительно местные жители на этой территории? Какое должно быть функциональное наполнение? И вот на основании этого дадут набор творческих идей. Дальше уже глава Пошехонья в соответствии с полномочиями будет торговать на проектную документацию, потом на стройку. Очень верим, что это будет знаковый объект.
Ну, очень будем надеяться, что вот такой подход, он на самом деле, очень новый такой получается модерновый. Он позволит нам выйти на новый уровень качества. Когда мы вместе с жителями сначала вышли на территорию, определили, где. Дальше мы поняли по функционалу. И теперь уже, соответственно, будем вместе использовать этот объект по назначению.
- Опять же, Михаил Евраев дал поручение главам регионов и городских округов разработать проекты пятилетнего плана развития своих территорий. Вот как вы относитесь к этому проекту? И кто курирует эту работу, и вообще как идет этот процесс?
- Вот смотрите, это очень важная ситуация по одной простой причине. Мы сейчас от абстракции переходим к конкретике. Если раньше эти планы социально-экономического развития были больше для бумажной работы, мы какие то параметры выстраивали на перспективу, а потом фиксировали достижения либо не достижения. Вот этот новый подход к планированию. Он наполнен конкретными объектами, он наполнен конкретными сроками и, соответственно, он обсуждается публично с населением, что очень важно.
Поэтому мы в этой части играем очень значимую роль. Все пообъектные схемы по каждому конкретному муниципальному образованию проходят через нас, потому что мы за пять отраслей отвечаем по развитию объектов здравоохранения, образования и так далее. Плюс мы участвуем, безусловно, в определении концептуального подхода, где должно развиваться в муниципалитете и что. Мы же понимаем, что муниципалитеты большие достаточно. Плюс есть удаленные муниципалитеты. Нужно понять вот эти зоны развития и зафиксировать в этих зонах развития наши ресурсы.
Потому что если мы будем пытаться размазать эти ресурсы, то вряд ли будет эффект. Мы прекрасно знаем, что население постепенно стягивается каким-то центром. Вот определить эти центры, наполнить их необходимой инфраструктурой, чтобы население, приезжая в эти центры, максимально получала удовольствие от жизни. Вот это наша цель и цель этого проекта, я думаю.
- А вот главы этих территорий, городских округов, они сами эти проекты разрабатывают? Либо они все-таки с вами консультируются, ну, хотя бы, в каком направлении двигаться, или им на местах лучше знать?
- Ни в коем случае. Это общая работа. Мы все прекрасно понимаем, что это же источники и областные, и федеральные, и местные. Соответственно, глава может предложить разные варианты. Но не факт, что на эти варианты хватит финансовых средств. Поэтому глава, безусловно, готовит пул предложений, и мы вместе с департаментом экономики, все это обсуждая, выходим на какую-то золотую середину. Плюс мы всегда разбираем по шагам, по этапам.
То есть мы прекрасно понимаем, что сразу и везде не выйдет. Мы четко фиксируем, какие объекты где будут возникать и в какие, соответственно, параметры будут укладываться.
1697