«Даже не верилось, что где-то льется кровь»: ярославцы поделились воспоминаниями и первом дне войны

22 июня 1941-го разделил жизнь всей страны на до и после. Ярославцы еще не знали, что уже осенью линия фронта подойдет вплотную к границе области. Как вспоминают первый день самой кровопролитной войны в истории — расскажут сами свидетели тех событий. 

«В 4 часа утра без предъявления каких-либо претензий к Советскому союзу, без объявления войны  германские войска напали на нашу страну», - голос наркома иностранных дел Вячеслава Молотова прокатился по всему Союзу. Враг будет разбит — победа будет за нами. Уже на следующий день 14 тысяч ярославцев ушли на фронт. 

В отделе краеведения Некрасовской библиотеке можно найти воспоминания ярославцев о первом дне войны. 

Софья Аверичева «Дневник разведчицы». Она была актрисой Волковского театра и накануне событий приехала в Рыбинск с труппой на гастроли. И вот заметка от 22 июня. «Война. Мы о ней знаем только по книгам и кинофильмам. Даже в песнях говорилась, что если мы будем воевать, то только на чужой территории. А немцы с четырех утра топчут нашу советскую землю. Здесь, в Рыбинске, даже не верится, что где-то льется кровь»

«22-е июня все вместе: Аня, мама, папа и я - пошли на дневной сеанс в кинотеатр "Летний". Был такой на нашем прекрасном Первомайском бульваре. Кончился сеанс. Высыпали все на бульвар. Идем, делимся впечатлениями о фильме. Но что-то странное витает в воздухе. Почему- то на лицах прохожих озабоченность, тревога. Из обрывков фраз мы понимаем - началась война. Это в такой-то счастливый в моей жизни день!»

«На 22 июня был назначен родительский день. Лагерь дышал ожиданием мам и пап. К двенадцати часам лагерь построился на торжественную линейку. И вдруг объявили - война. Началась паника. Лагерь почти полностью опустел. Родители, подхватив детей, торопились вернуться в Ярославль.  Кто-то из старших мальчишек нарисовал Гитлера. И мы стали расстреливать его ...пирожными». 

Ветеран Великой Великой Отечественной войны Михаил Пеймер 22-е июня встретил в казарме. Ему 18 лет — он курсант военного училища артиллеристов-ракетчиков. 

«Мы знали об этом, и когда она свершилась — приняли это как должное. Я получил звание лейтенанта и отправился на фронт Москву защищать», - вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Михаил Пеймер.

«Я папу проводила на второй день войны. Война началась - и сразу провожали. Война для нас была очень страшной. А какие бомбежки были в Ярославле — даже нас мама вывозила в сельскую местность. Вот мы в Лютове. Идет бомбежка Ярославля. И нам за 20 километров был виден этот огонь. Вот как страшно», - рассказывает Альбина Тумакова.

У Вечного огня — 6 тысяч свечей. Они складываются в картину: Ярославль — город трудовой доблести. Это звание город получил за подвиг тех, кто трудился в тылу. Без сна стоял у станков на заводе. Спасал раненых в госпиталях. 

Рыбинск присоединился к международной акции «Огненная картина войны». 5000 тысяч свечей сложились в изображение рабочего —  символ трудового подвига рыбинцев.

«Главное, чтобы мы помнили об этом дне. Главное, чтобы мы помнили, какой ценой досталась победа. Главное, что наши предки отстояли этот мир, и мы этот мир не должны никому отдать», - говорит депутат Ярославской областной Думы Лариса Ушакова.

За все годы войны на фронт ушло более полумиллиона жителей Ярославской области. 200 тысяч не вернулись.

1405