Частица Африки временно разместилась в музее зарубежного искусства в Ярославле

 

Ритуальные маски, деревянная скульптура и бытовые предметы.

В «Магию Африки» погрузилась Юлия Мещерякова. 

Ритуальные маски — не просто произведение искусства, но и закодированная информация. У каждого африканского народа свои художественные традиции. Добродушной выглядит маска племени каннибалов. Это «Магия Африки», которой сто лет назад восхищались Пабло Пикассо и Амедео Модильяни. В творческие круги был вхож и Эдди Наварро — фотограф, путешественник и истинный космополит. Это часть его коллекции, в которую входит порядка 260-ти редких артефактов. После смерти художника, произведения «дикарей» попали в музей Василия Поленова. 

- Его супруга русская Татьяна Наварро приняла решение передать эту коллекцию, это собрание в дар нашему музею, который находится в Тульской области, - говорит директор государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника Василия Поленова Наталья Поленова.

В пятидесятых Эдди Наварро посетил страны тропической Африки. Произведения, представленные на выставке относятся к первой половине двадцатого века. В Ярославль прибыло более шестидесяти экспонатов из коллекции. Деревянные скульптуры, маски и идолы, которые использовали во время ритуальных обрядов народы Буркина-Фасо, Нигерии, Мали, Конго и Камеруна. Это фигурка нкиси-нконди — пугающий таинственный образ народа банту. Гвозди вбивал жрец, заставляя духа действовать. А это царские стулья. Тоже имеют ритуальное значение. 

- Стул — вещь важная. Нужна она в таком виде не для того, чтобы сидеть, а для того, чтобы дух правителя мог вселиться и мог сохраниться, и остался с людьми, - говорит научный сотрудник ЯХМ Дарья Большакова.

О важной роли женщины говорят скульптуры, посвященные теме материнства. Она — мать-заступница, по сути, равная богине. Произведения, полные тайн и загадок, сегодня оказались актуальны в предверии саммита Россия-Африка, который пройдет этим летом в Петербурге.

Фото: редакция телеканала «Первый Ярославский» 

1516